Адаптированная образовательная программа ООО для обучающихся ОВЗ (ЗПР)
Описание образовательной программы
Описание
АОП ООО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗПР
Адаптированная образовательная
программа основного общего образования МОБУ Тыгдинской СОШ разработана в
соответствии с нормативными документами и методическими материалами.
АОП ООО обучающихся с ЗПР представляет собой адаптированный
вариант образовательной программы основного общего образования (далее — ООП ООО).
Требования к
структуре АОП ООО (в том числе соотношению обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее
освоения соответствуют федеральному государственному стандарту основного общего
образования.
Адаптация программы предполагает введение
программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АОП ООО, требований
к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АОП ООО.
Обязательными
условиями реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР является психолого -
педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа специалиста
(педагога – психолога) с педагогами, реализующими программу коррекционной
работы.
Цель АОП ООО:
Создание
в МОБУ Тыгдинской СОШ благоприятной адаптированной среды для детей с задержкой
психического развития с целью социально – персональной реабилитации их и
последующей интеграции в современном социально – экономическом и культурно –
нравственном пространстве.
Достижение поставленной цели предусматривает решение
следующих основных задач:
• формирование
общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности
(нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
• охрана и укрепление физического и психического здоровья
детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
• формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми
в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
•
формирование основ учебной деятельности;
• создание
специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными,
индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями,
развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как
субъекта отношений в сфере образования;
• обеспечение вариативности
и разнообразия содержания АОП ООО и организационных форм получения образования
обучающимися с учетом их образовательных
потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и
индивидуальных особенностей;
• формирование
социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных
потребностей разных групп обучающихся.
•
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности,
проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы
клубов, секций, студий и кружков (включая организационные
формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и
др. соревнований;
• использование в
образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
•
предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
• участие
педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей)
и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
•
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды (населённого пункта, района,
города).
Психолого-педагогическая характеристика подросткового
возраста обучающихся с ЗПР
Переход
обучающегося в основную школу совпадает с первым этапом подросткового развития - переходом к кризису младшего
подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы), характеризующимся началом перехода
от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим
новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие
самосознания. Представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства
взрослости. А также внутренней переориентацией подростка с правил и
ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14–15 лет, 8–9
классы), характеризуется:
·
бурным, скачкообразным характером развития, т. е.
происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными
изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у
подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
·
стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
·
особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу
товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
·
обостренной, в связи с возникновением чувства взрослости,
восприимчивостью к
усвоению норм,
ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их
отношениях, порождающей интенсивное формирование нравственных понятий и
убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; т. е. моральным
развитием личности;
·
сложными поведенческими проявлениями, вызванными
противоречием между потребностью
подростков в признании их взрослыми со стороны
окружающих и собственной неуверенностью в этом, проявляющимися в разных формах
непослушания, сопротивления и протеста;
·
изменением социальной ситуации развития: ростом информационных перегрузок, характером
социальных взаимодействий, способами получения информации (СМИ, телевидение,
Интернет).
Учет
особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования
новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с
активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательной
деятельности и выбором условий и методик обучения.
Объективно
необходимое для подготовки к будущей жизни развитие социальной взрослости
подростка требует и от родителей (законных представителей) решения
соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа
отношений на новый.
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом
развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без
создания специальных условий
Категория
обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди
причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная
недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы,
хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических
факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от
состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих
отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими
для всех обучающихся с ЗПР являются в
разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций,
замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности,
трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются
нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и
пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень
психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от
характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по
своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и
воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик - от практически нормально развивающихся,
испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно поведенческой сфер личности. От
обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно
со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального
общего образования в систематической и комплексной
(психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие
структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет
необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и
самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям
обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в
получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и
способностью или неспособностью
обучающегося к освоению
образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация
образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна
соотноситься с дифференциацией этой категории
обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического
развития. Задача разграничения вариантов ЗПР
и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Особые
образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий,
поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют
особую логику построения учебного процесса
и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим
современные научные представления об особенностях психофизического развития
разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как
общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
•
получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления
первичного нарушения развития;
•
выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
• получение основного
общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного
образовательным потребностям обучающегося с
ОВЗ;
• обязательность
непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через
содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
• психологическое
сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и
соучениками;
• психологическое
сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и
образовательной организации;
•
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за
пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АОП ООО, характерны следующие
специфические образовательные потребности:
• адаптация
основной общеобразовательной программы основного общего образования с учетом
необходимости коррекции психофизического развития;
• обеспечение
особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом
функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики
психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой
истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
• комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного
на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной
психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального
развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
• организация
процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной
помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных
недостатков развития);
• обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для
разных категорий обучающихся с ЗПР;
•
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
• постоянный
(пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности
социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
• обеспечение
непрерывного контроля за становлением учебнопознавательной деятельности
обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения
уровня, позволяющего справляться с
учебными заданиями
самостоятельно;
• постоянное
стимулирование познавательной активности, побуждение
интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
• постоянная помощь
в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
•
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с
действительностью;
•
постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
•
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности
и поведения;
• развитие и
отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со
сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
• специальная
психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих
трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
обеспечение
взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с
родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной
позиции, нравственных и общекультурных ценностей)
АОП ООО МОБУ Тыгдинской
СОШ разработана в соответствии:
• с требованиями
федерального компонента государственного образовательного стандарта основного
общего образования к структуре основной образовательной программы;
• определяет цели,
задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной
деятельности при получении основного общего образования в АОП ООО МОБУ
Дактуйской СОШ;
• с учетом
региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской
Федерации;
•
направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное,
гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и
самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность,
развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Организация
образовательной деятельности по АОП ООО может быть основана на дифференциации
содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся,
обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных
областей основной образовательной программы основного общего образования.