Адаптированная образовательная программа НОО для детей с умственной отсталостью
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа НОО для детей с умственной отсталостью
Цели реализации
образовательной программы, адаптированной для детей умственной отсталостью, формировались
исходя из положений Федерального Закона от26 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» в ст.2 п.9 которого сказано:
«образовательная программа - комплекс основных характеристик образования т(объем,
содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в
случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который
представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных
и методических материалов», а также то, что ее разработка и утверждение относится
к компетенции образовательных учреждений (статья 12, п.5).
На основании
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об
утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам –
образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего
образования».
С учетом
специфики работы школы разрабатывается «адаптированная образовательная
программа для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию указанных лиц» (Российский Федеральный Закон «Об
образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Ст.2 п.28).
Главными
ценностями образовательной программы являются:
-Право каждого ребенка на
получение образования с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.
-Признание интересов ребенка,
поддержка его успехов и создание условий для его само-
реализации.
- Право педагога на творчество и
профессиональную деятельность.
-Психологический комфорт всех
субъектов психологического взаимодействия.
- Охрана и укрепление здоровья
детей с ограниченными возможностями здоровья.
-Коллективное сотворчество
учителей, обучающихся и родителей во всех сферах жизни
школы.
Главная цель школы при обучении
детей с умственной отсталостью - коррекция
отклонений в развитии учащихся
средствами образования и трудовой подготовки, а также
социально-педагогической
реабилитации для последующей интеграции в общество, воспитание свободного,
творчески мыслящего, образованного человека, открытого людям,
умеющего быть успешным в
деятельности.
Целью адаптированной программы
для обучающихся с умственной отсталостью
является формирование общей
культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их
личности (нравственное,
эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в
соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными
ценностями; овладение учебной деятельностью.
Формирование целостной системы
«сопровождения» каждого учащегося школы,
направленное на решение
образовательных задач, повышение эффективности качества
обучения и воспитания; развитие
жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями.
Одним из инструментов достижения
продекларированных целей становится ФГОС,
в нашем случае – «Федеральный
государственный образовательный стандарт общего
образования для обучающихся с
умственной отсталостью» (проект).
Появилась необходимость включать
ребенка с ОВЗ в школьную жизнь на его условиях, которые надо принимать и
учитывать, разрабатывая для ребенка на протяжении
всего процесса обучения
индивидуальный образовательный маршрут развития с учетом
его психофизических особенностей,
способностей, обеспечения максимальной возможности самореализации.
В соответствии с Уставом для
достижения поставленных целей осуществляют следующие основные виды деятельности
учреждения:
- обучение и воспитание детей с
ограниченными возможностями здоровья (умственно отсталых детей) совместно с
остальными детьми;
-реализация образовательных
программ специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида, в том числе
посредством организации индивидуального обучения
больных детей на дому;
-реализация дополнительных
образовательных программ;
Принципы и подходы к формированию основной
образовательной программы
В основу разработки АОП ОО
обучающихся с умственной отсталостью заложены
дифференцированный и
деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к
построению АОП ОО для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их
особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности
возможностей освоения содержания образования. Это
обусловливает необходимость
создания разных вариантов образовательной программы, в
том числе и на основе
индивидуального учебного плана. Варианты АОП создаются в соответствии с
дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС ОО обучающихся с
умственной отсталостью к:
- структуре образовательной
программы;
- условиям реализации
образовательной программы;
- результатам образования.
Применение дифференцированного
подхода к созданию образовательных про-
грамм обеспечивает разнообразие
содержания, предоставляя обучающимся с умственной
отсталостью возможность
реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход
основывается на теоретических положениях отечествен-
ной психологической науки,
раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики
развития личности обучающегося с умственной отсталостью.
Деятельностный подход в
образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с умственной
отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им
деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации
деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации
познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В контексте разработки
АОП общего образования для обучающихся с умственной отсталостью реализация
деятельностного под хода обеспечивает:
-придание результатам образования
социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение обучающимися
знаний и опыта разнообразной деятельности и после завершения общего
образования.
Освоение АОП общего образования
обеспечивает достижение обучающимися с
умственной отсталостью двух видов
результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых
результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они
обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций,
необходимых для достижения основной цели современного
образования - введения
обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение
ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения
АОП общего образования включают индивиду-
ально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
Личностные результаты освоения
адаптированной программы должны отражать:
-осознание себя как гражданина
России; формирование чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю
России;
-формирование целостного,
социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и
социальной частей;
-формирование уважительного
отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
-развитие адекватных представлений
о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-овладение начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-овладение социально-бытовыми
умениями, используемыми в повседневной жизни;
-владение навыками коммуникации и
принятыми ритуалами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению и
дифференциации картины мира, ее временно-
пространственной организации;
-способность к осмыслению
социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
-принятие и освоение социальной
роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности;
-развитие навыков сотрудничества
со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
-формирование эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
-формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения
АОП общего образования включают освоенные
обучающимися знания и умения,
специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным
критерием при принятии решения о переводе обучающегося в
следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
В связи с тем, что способности к
обучению таких обучающихся сугубо индивидуальны, приведѐнные ниже требования по
формированию учебных умений и навыков мо-
гут быть применимы не ко всем
учащимся, но являются ориентиром, к которому следует
стремиться. В образовании детей с
ОВЗ особое значение придается развитию его жизнен-
ной
компетенции.--