Образовательная программа основного общего образования
Описание образовательной программы
Образовательная программа основного общего
образования спроектирована в соответствии с требованиями ФГОС основного общего
образования, с учетом рекомендаций
Примерной основной образовательной программы образовательного
учреждения, (Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Основная школа.- М.: Просвещение, 2011) особенностей
образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей
и запросов учащихся и их родителей.
Образовательная
программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на
ступени основного общего образования и направлена на формирование общей
культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие учащихся, на создание основы для самостоятельной реализации учебной
деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих
способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья
учащихся.
Цель образовательной программы:
проектирование образовательной среды, обеспечивающей условия для развития и
воспитания личности школьника, получения качественного образования с целью
достижения планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
-обеспечить преемственность начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования;
-обеспечить планируемые результаты по достижению
выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями учащегося среднего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
-развивать личность в её индивидуальности,
самобытности, уникальности, неповторимости;
-обеспечить доступность получения качественного
основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения
основной Образовательной программы основного общего образования всеми
учащимися, в том числе детьми-инвалидами
и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
-установить требования к воспитанию и социализации
обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению
воспитательного потенциала школы, формированию образовательного базиса,
основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне
развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
-эффективно сочетать урочные и внеурочные формы
организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
-осуществлять взаимодействие образовательного
учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными
партнёрами;
-выявлять и развивать способности учащихся, в том
числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов, их профессиональные склонности через систему клубов, секций, студий
и кружков, организацию общественно полезной деятельности, с использованием
возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
-организовать интеллектуальные и творческие
соревнования, проектную и
учебно-исследовательскую деятельность;
-привлекать учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности к участию в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды, школьного уклада;
-включать учащихся в процессы познания и
преобразования внешкольной социальной среды (своего поселка, района) для
приобретения опыта реального управления и действия;
-сохранять и укреплять физическое, психологическое и
социальное здоровья учащихся, обеспечение их безопасности.
Учителями
основной школы для реализации ОП ООО был выбран принцип реализации линий
учебников, рекомендованных в соответствии с требованиями ФГОС (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный
год" Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г.).
Методологической
основой выбранных линий учебников является системно - деятельностный подход. В
этой связи учебники позволяют включить детей в деятельность, строить процесс
обучения как двусторонний:
-обучение как средство формирования универсальных
учебных действий и личностных качеств школьников,
-обучение как цель – получение знаний в соответствии
с требованиями к
результатам освоения основной образовательной
программы.
Образовательная
программа основного общего образования реализуется через учебный план и
внеурочную деятельность.
Этапы
реализации ОП ООО
ООП
основного общего образования, с одной стороны, обеспечивает преемственность с
начальным общим образованием, с другой стороны, предполагает качественную
реализацию программы, опираясь на возрастные особенности подросткового
возраста, который включает в себя возрастной период с 11 до 15 лет.
Для реализации ОП основного общего образования
определяется нормативный срок – 5 лет, который связан с двумя этапами
возрастного развития:
-первый этап - 5-6 классы как образовательный
переход от младшего школьного к подростковому возрасту, обеспечивающий плавный
и постепенный, бесстрессовый переход учащихся с одного уровня образования на
другой;
-второй этап – 7-9 классы как этап самоопределения
подростка через опробование себя в разных видах деятельности, координацию
разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов,
наличие личностно значимых образовательных событий, что должно привести к
становлению позиции как особого способа рассмотрения вещей, удерживающего
разнообразие и границы возможных видений в учебном предмете (предметах).
Предназначение
образовательной программы основного общего образования:
-подготовка школьников к обучению в старшей школе;
-формирование ключевых компетентностей учащегося: в
решении задач и проблем, информационной, коммуникативной, учебной
(образовательной) компетентностей;
-формирование средств и способов самостоятельного
развития и продвижения ученика в образовательном процессе;
-поддержка учебных (урочных и внеурочных),
внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и
социальной практики;
-непосредственное участие в определении приоритетов
социализации детей и в оценке качества получаемого ими образования гражданского
(родительского) сообщества, представленного в общественных советах
образовательных учреждений;
-развитие подростка как субъекта отношений с людьми,
с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в
образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку
индивидуальности каждого подростка;
-сохранение и укрепление физического и психического
здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
-овладение грамотностью в различных ее проявлениях
(учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском,
технологическом).