Образовательная программа начального общего образования
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа
начального общего образования
разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ
от 6 октября 2009 года № 373, Концепцией духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, Законом Российской Федерации «Об
образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении,
утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2001 года № 196, Санитарными
правилами и нормами 2.4.2.1178-02, Основными направлениями российского
образования на 2011-2015 годы, Стратегией экономического развития России до
2025 года, Президентской образовательной инициативой «Наша новая школа», определяет содержание и организацию
образовательного процесса на ступени начального общего образования в ОУ и
направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их
духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на
создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности,
обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей,
саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся.
Основная образовательная программа
начального общего образования ОУ учитывает специфику начальной школы – особый
этап в жизни ребенка, связанный:
-с
изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к
учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный
характер и являющейся социальной по содержанию;
-с
освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с
окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном
признании и самовыражении;
-с
принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в
формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной
жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
-с
формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку;
взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
-с
изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности
и рефлективности;
-с
моральным развитием, которое существенным образом связано с характером
сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными
отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и
мировоззрения.
Учтены
также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
-центральные
психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования:
словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное
внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов
действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане,
знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных
связей и отношений объектов;
-развитие
целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на
овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование
устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного
смысла учения.
При
определении стратегических характеристик основной образовательной программы
начального общего образования ОУ учтены существующий разброс в темпах и
направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной
деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д.,
связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными
особенностями детей младшего школьного возраста.
Целью
реализации основной образовательной программы начального общего образования ОУ
является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником
начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков
и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
ООП
соответствует основным принципам государственной политики РФ в области
образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании»:
-гуманистический
характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья
человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье;
-единство
федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие
системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и
особенностей в условиях многонационального государства;
-общедоступность
образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития
и подготовки обучающихся, воспитанников.
Руководствуясь
тезисом о «самоценности ступени начального образования как фундамента всего
последующего образования» ООП ставит своей целью создать (обеспечить)
образовательное пространство, в котором реализуются:
-системно-деятельностная
парадигма образования, которая предполагает наличие у учащихся
учебно-познавательной мотивации, умение определять (ставить) цель предстоящей
деятельности и планировать её, а также оперировать логическими приёмами
мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными
действиями
-концепция
развития универсальных учебных действий младших школьников (личностных,
познавательных, регулятивных, коммуникативных), разработанная на основе
системно-деятельностного подхода. В соответствии с этой концепцией
универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность
образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений,
образа мира и основных компетенций учащегося, в том числе социальной и
личностной. УУД обеспечивают формирование психологических новообразований и
способностей учащихся, которые в свою очередь определяют условия успешной
учебной деятельности.
-требования
ФГОС к планируемым результатам ООП, в числе которых:
личностные
результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской и гражданской идентичности;
метапредметные
результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения
учиться (функциональной грамотности);
предметные
результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому
предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для
каждой предметной области.
Программа
ориентирована на достижение главной цели общего образования на его начальном
этапе: «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира» и на
комплексное решение следующих задач:
-формирование
у школьников базовых предметных знаний и представлений о мире, обеспечивающих
выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и
адекватных возрастным возможностям учащихся; формирование на основе этих знаний
предметных умений, нашедших отражение в требованиях ФГОС;
-развитие
познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения,
мышления, речи) и познавательных интересов;
-развитие
мышления детей, готовности выполнять различные умственные действия (анализ,
синтез, сравнение, классификация, обобщение), устанавливать
причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения и т.д.;
-формирование
основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том
числе учебной;
-становление
информационной грамотности, умения находить нужную информацию, работать с ней и
использовать для решения различных задач;
-гражданское,
духовно-нравственное, эстетическое развитие и воспитание учащихся,
обеспечивающее принятие ими национальных, гуманистических и демократических
ценностей, моральных норм, нравственных установок, формирование эстетического
чувства, вкуса;
-воспитание
коммуникативной культуры, умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в
учебном процессе и в целом умения общаться в устной и письменной форме;
-укрепление
физического и духовного здоровья учащихся.
Комплексное решение названных задач, предусмотренное
данной программой начального общего образования, обеспечивается реализацией
системно - деятельностного, гуманно-личностного, культурологического и
здоровьесберегающего подходов.
Важнейшей частью основной образовательной
программы начального общего образования ОУ является учебный план ОУ, который
содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в различных
формах: экскурсии, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные
научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования,
творческие лаборатории, общественно полезные практики и т.д.
При этом формы, средства и методы обучения
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система
оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются
Уставом ОУ и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об
образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.
Учебная
нагрузка и режим занятий обучающихся определены в соответствии с действующими
санитарными нормами и правилами.