Паспорт программы «Здоровое питание - здоровая нация» МОБУ Тыгдинская СОШ Наименование Программа «Здоровое питание» МОБУ Тыгдинская СОШ Дата принятия Кадровое обеспечение программы «Здоровье» Цели и задачи Протокол педсовета № 3 от 01.12.2016 г. Директор школы; Заместитель директора по воспитательной работе; Заместитель директора по социальной работе; Заместители директора по учебно- воспитательной работе; Заведующая библиотекой; Руководитель-организатор ОБЖ; Классные руководители; Медицинский работник школы; Учителя-предметники; Воспитатели ГПД; Работники школьной столовой Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов; обеспечение школьников качественным сбалансированным питанием, совершенствование системы организации питания в образовательном учреждении, способствующей формированию у школьников здорового образа жизни и навыков рационального здорового питания, формирование общей культуры правильного питания. Задачи программы: Обеспечение всех обучающихся школы сбалансированным горячим питанием. - Пропаганда здорового питания (проведение классных часов, конкурсов, лекций, дискуссий). - Формирование у детей и родителей потребности правильного питания как неотъемлемой части сохранения и укрепления здоровья. - Формирование навыков здорового питания через систему воспитательной работы школы и работу с родителями. Внедрение современных методов мониторинга состояния питания. Дальнейшее совершенствование материальнотехнологического оборудования столовой Важнейшие целевые показатели и ожидаемые результаты Сроки и этапы реализации - Увеличить количество детей, питающихся в школьной столовой до 100 %. Организовать правильное, сбалансированное питание детей и подростков с учетом их возрастных особенностей; - Оказывать социальную поддержку отдельным категориям обучающихся; - Обеспечить обучающихся необходимыми пищевыми веществами, качественным и количественным составом рациона питания и ассортиментом продуктов, используемых в питании; Сформировать навыки здорового питания у обучающихся и их родителей; - Улучшить качество питания школьников и обеспечить его безопасность. - Укрепить материально-техническую базу школьной столовой. Оснастить недостающим технологическим оборудованием школьный пищеблок; - Развить систему мониторинга состояния здоровья обучающихся - Развить механизмы координации и контроля в системе школьного питания; - Изменеить имидж школьной столовой и качество обслуживания; превратить столовую в место, привлекательное для обучающихся. 1 этап Базовый - 2016 год: - анализ нынешнего состояния; - планирование реализации основных направлений программы; - создание условий для реализации программы; - начало реализации программы. 2 этап Основной - 2017 -2020годы: - поэтапная реализация программы в соответствии с целями и задачами; - промежуточный мониторинг результатов; -коректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами. 3 этап Заключительный - 2019-2020 год: -завершении реализации программы; -мониторинг результатов -анализ результатов Формы представления результатов программы Ежегодный доклад - анализ заместителя директора по ВР о результатах деятельности школы по реализации программы «Здоровое питание». Управление программой Управление осуществляется администрацией школы. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одной из важных задач школы сегодня является формирование у детей ответственного отношения к своему здоровью. Школьники должны узнать и принять для себя основные принципы здорового образа жизни. Здоровье и развитие школьников во многом зависят от полноценного сбалансированного питания и эффективности его организации в школе, так как именно в школьном возрасте, когда активно формируются привычки, наибольшее значение имеет воспитание навыков рационального питания. Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровьесберегающей среды в школе, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. В Законе Российской Федерации "Об образовании" сохранена обязанность образовательного учреждения организовывать питание обучающихся, выделять помещение для питания детей, предусматривать перерыв достаточной продолжительности. Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности, для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания. Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания Многие обучающиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, фаст-фудами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно это связано с недостаточной информированностью и/или попустительством со стороны родителей. Нужно объяснить ребенку, как питание важно для него и его организма. Чтобы учиться хорошо, надо хорошо кушать. А организация полноценного питания во всех школах должна стать приоритетным направлением деятельности школы. Остается актуальной задача обеспечения горячим питанием всех обучающихся школы, улучшения качества, разнообразия блюд и безопасности питания детей школьного возраста. Устаревшая материально-техническая база и износ технологического оборудования пищеблока школьной столовой не позволяют достигнуть необходимых санитарных и технологических показателей при производстве продукции, что в конечном итоге отрицательно сказывается на организации питания школьников. Цели, задачи и сроки реализации Программы: Цели программы: обеспечение школьников качественным сбалансированным питанием, совершенствование системы организации питания в образовательном учреждении, способствующей формированию здорового образа жизни у школьников и навыков рационального здорового питания, формирование общей культуры правильного питания. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи: - Обеспечение всех обучающихся школы сбалансированным горячим питанием. - Пропаганда здорового питания (проведение классных часов, конкурсов, лекций, дискуссий). - Формирование у детей и родителей потребности правильного питания как неотъемлемой части сохранения и укрепления здоровья. - Формирование навыков здорового питания через систему воспитательной работы школы и работу с родителями. - Внедрение современных методов мониторинга состояния питания. -Дальнейшее совершенствование материально-технологического оборудования столовой Ожидаемые конечные результаты. Выполнение Программы "Здоровое питание" позволит школе достигнуть следующих результатов: - Увеличить количество детей, питающихся в школьной столовой до 100 %. - Организовать правильное, сбалансированное питание детей и подростков с учетом их возрастных особенностей; - Оказывать социальную поддержку отдельным категориям обучающихся ; Обеспечить учащихся необходимыми пищевыми веществами, качественным и количественным составом рациона питания и ассортиментом продуктов, используемых в питании; - Сформировать навыки здорового питания у обучающихся и их родителей; - Улучшить качество питания школьников и обеспечить его безопасность. Укрепить материально-техническую базу школьной столовой. Оснастить недостающим технологическим оборудованием школьный пищеблок; - Развить систему мониторинга состояния здоровья обучающихся - Развить механизмы координации и контроля в системе школьного питания; Изменить имидж школьной столовой и качество обслуживания; превратить столовую в место, привлекательное для обучающихся. В перспективе организация рационального питания школьников может, позволит достичь следующих основных целей: Рост учебного потенциала детей и подростков; Улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение случаев ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных с питанием, а в перспективе - улучшение репродуктивного здоровья; Снижение риска развития сердечно- сосудистых, эндокринных, желудочнокишечных заболеваний, а также рака в период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни; - Улучшение успеваемости школьников; - Повышение общего культурного уровня школьников. Стратегия реализации программы: 1 этап Базовый - 2016 год: - анализ нынешнего состояния; - планирование реализации основных направлений программы; - создание условий реализации программы; - начало реализации программы. 2 этап Основной - 2017 -2020 годы: - поэтапная реализация программы в соответствии с целями и задачами; - промежуточный мониторинг результатов; - корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами. 3 этап Заключительный - 2019- 2020 год: - завершение реализации программы; - мониторинг результатов; - анализ результатов. Основные направления реализации Программы 1. Организация и регулирование школьного питания : - развитие системы мониторинга состояния здоровья обучающихся, обеспечения их необходимыми пищевыми веществами, качественным и количественным составом рациона питания и ассортиментом продуктов, используемых в питании; - развитие механизмов координации и контроля в системе школьного питания; - организация правильного, сбалансированного питания детей и подростков с учетом их возрастных особенностей; - обеспечение доступности, безопасности и эффективности школьного питания; - оказание социальной поддержки отдельным категориям обучающихся; - использование разных форм и методик организации питания; 2. Формирование навыков здорового питания у обучающихся и их родителей. - Пропаганда здорового питания (проведение игр, конкурсов, лекций, акций ,классных часов , КТД) - Пропаганда здорового питания на родительских собраниях. - Третий классный час в месяц посвятить вопросам горячего питания, охране здоровья, активному образу жизни. - В библиотеке создать электронный банк данных по вопросам здорового питания, здорового образа жизни. - Проводить дни здоровой пищи, с приглашением родителей с целью проведения дегустации школьных блюд. - Создать систему поэтапного формирования компетентностей учащихся по вопросам здорового питания. - 3.Укрепление материально-технической базы школьной столовой предусматривает: - оснащение недостающим технологическим оборудованием школьного пищеблока, - совершенствование дизайна школьной столовой. 4.Повышение квалификации персонала предусматривает: - повышение профессионального уровня специалистов в области школьного питания через систему повышения квалификации, - участие в профессиональных смотрах и конкурсах, проведение бесед , классных часов ,конкурсов, выставок, презентаций школьных обедов для родителей и обучающихся № Содержание программы: 1.Организация и регулирование школьного питания Мероприятия СРОК 1 Проверка готовности школьной столовой к Август новому учебному году 2 Ознакомление классных руководителей, работников школьной столовой с нормативными документами, регулирующими школьное питание. Совещание при директоре: составление графика дежурства по столовой, утверждение списка обучающихся на льготное питание Создание Комиссии по питанию, брокеражной комиссии, Группы общественного контроля Организация работы Совета по питанию Организация работы Совета по питанию Заседание Совета школы и общешкольного родительского комитета «Организация питания в школе» 3 4 5 6 7 8 8 Ответственный сентябрь Директор, зам директора по АХЧ Директор школы сентябрь Директор школы сентябрь Директор школы В течении года Ноябрь, апрель Директор школы Председатель Совета школы Руководство организации питания на В течении года основе - СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях учреждениях начального и среднего профессионального образования». Формирование нормативно-правовой базы по сентябрь организации питания в школе Директор Зав.производством Проверка должностных обязанностей работников пиеблока сентябрь Издание приказа по школе об организации питания на 01 сентября , 01 января каждого учебного года Согласование примерного 10-и дневного меню в осенне- зимний период , зимневесенний период , в соответствии с санитарными нормами. Сентябрь январь Директор, зам директора по АХЧ Директор Директор Зав.производством Август, февраль Зав.производством по мере необходимости Контроль за наличием инструкции по В течении года эксплуатации технологического оборудования на пищеблоке, по технике безопасности Ознакомление контроля за ведением В течении года документации: Журнал брокеража готовой продукции; Журнал здоровья; Журнал брокеража продуктов и производственного сырья, поступающего на пищеблок; Журнал витаминизации третьих блюд Журнал контроля за рационом питания Журнал контроля за исправностью холодильного оборудования Заключение договоров с поставщиками продуктов Контроль за организацией питания в школе, В течении года выполнение мероприятий по его улучшению 9 Контроль за выполнением требований СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования». Контроль за выполнением программы производственного контроля за соблюдением правил и выполнением санитарных правил и выполнением санитарнопротивоэпидемиологических мероприятий В течении года Ноябрь, апрель зам директора по АХЧ Директор школы ИП «Ангелуцэ» Директор школы Группа общественного контроля Директор школы Мед. работник школы Председатель Совета школы 2.Формирование навыков здорового питания у обучающихся их родителей № Мероприятия СРОК 1 Планирование работы по охвату горячим Август питанием обучающихся школы, по формированию навыков здорового питания Ответственный Директор, зам директора по АХЧ Заседание Совета школы и общешкольного Ноябрь апрель родительского комитета «Организация питания в школе» Председатель Совета школы Акция «Здоровое питание» Зам директора по ВР ИП «Ангелуцэ» Декабрь-январь Размешение информационного уголка «Здоровье на тарелке» Организация консультаций для классных В течении года Зам директора по ВР руководителей -культура поведения учащихся во время приема пищи -соблюдение санитарно-гигиенических требований -организация горячего питаниязалог сохранения здоровья Работа по воспитанию культуры питания среди обучающихся Проведение классных часов, уроков В течении года здоровья, внеклассных мероприятий по воспитанию культуры питания среди обучающихся Зам директора по ВР Цикл бесед «Азбука здорового питания» В течении года Классные руководители Библиотекарь Фестиваль электронных презентаций март Зам директора по «Правильное питание- здоровое питание ВР Конкурс рисунков «Умные продукты» «Правила правильного питания» ноябрь Зам директора по УВР Работа по воспитанию культуры питания среди родителей обучающихся Включение в состав Совета по питанию представителей родительского комитета и общественности сентябрь Директор школы Проведение классных и общешкольных родительских собраний Праздничные огоньки, конкурсы с привлечением родителей и общественности ежегодно Директор школы ежегодно Совет по питанию Родительская конференция «Школьное питание - Здоровое питание» Проведение заседаний общешкольного Ноябрь, апрель родительского комитета по вопросу организации питания в школе Директор школы 3. Укрепление материально-технической базы школьной столовой Современное приобретение столовых приборов посуды и В течение года Зам директора по АХЧ В течение года Зам директора по АХЧ Зам директора по АХЧ Поддержание эстетического состояния зала столовой Приобретение и эксплуатация нового технологического оборудования В течение года 4. Повышение квалификации работников столовой Обучение на курсах повышения По мере необходимости квалификации Участие в профессиональных конкурсах В течение года Проведение бесед, конкурсов, презентаций среди обучающихся, родителей В течение года Директор Зав производством Зам. директора Сроки Ответственный Ежедневно Ежемесячно ежегодно Классные руководители Зам директора по ВР Директор школы Классные руководители Учителя физкультуры Мед. работник 5. Мониторинг реализации программы: Направление мониторинга Охват учащихся питанием диагностика горячим Анализ результатов посещаемости Сохранение и укрепление Анализ состояния здоровья учащихся Здоровья школьников по результатам медицинских осмотров. Анализ заболеваемости Уровень удовлетворенности Питания в школе учащихся родителей, педагогов организацией ежегодно ежегодно Зам директора по ВР Материально-техническая база Смотр помещения(обору дования, оснащение) Анализ результатов приемки столовой к началу нового учебного года. Оснащение ежегодно Директор школы Зам директора по АХЧ пищеблока необходимым оборудованием Формирование у школьников Собеседование навыков здорового питания наблюдение Качество организации питания Наблюдение Анкетирование, опросы, посещение столовой, анализ приготовления пищи и нормы раскладки, санитарногигиенического состояния обеденного зала Формирование нового имиджа Опрос, школьной столовой анкетирование и другие практики по выявлению общественного мнения ежегодно Директор школы Зам директора по ВР ежедневно Директор школы Зав. производством ежегодно Директор школы, Зам. директора по ВР