Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Тыгдинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского союза Тимофея Алексеевича Бояринцева Принято Протокол педагогического совета №1 От 01.09.2020г. Протокол Управляющего Совета №1 от 30.08.2020г. Принято с учетом мнения Совета Ребят Протокол № 1 от 01.09.2020г. Утверждаю Директор школы _______________ Басня И.А. Приказ № 89 –А от 02.09.2020г. Положение об оценке образовательных достижений обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение регулирует правила оценки образовательных достижений учащихся, проведения аттестации обучающихся, применения единых требований к оцениванию обучающихся по различным предметам (дисциплинам), в том числе при оценивании метапредметных компетентностей обучающихся. Положение обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования, позволяет вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования. 1.2. Настоящее положение разработано на основании Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373), Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897), Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). 1.3. Положение регулирует проведение текущего оценивания, правила проведения промежуточной аттестации обучающихся, применение единых требований к учебнопредметным (учебно-познавательным и учебно-практическим) и метапредметным результатам обучающихся по различным предметам. 1.4. Оцениваются предметные результаты, которые представляют собой оценку достижений планируемых учебно-познавательных и учебно-практических результатов по всем учебным программам. 1.5. Оцениваются метапредметные результаты учащихся. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных достижений обучающихся. 1.6. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание. 1.7. Выделяются два вида оценивания, это: Оценка − словесная характеристика результатов действий. Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. Отметка − это фиксация результата оценивания в виде знака из пятибалльной системы. Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат. Отметкой фиксируется (за исключением 1-го класса) только демонстрация знаний, умений в опыте практической деятельности. 1.8. Отметки заносятся в журналы. 1.9. Таблицы результатов обучающихся школы ведутся в электронном виде. 2. Оценка личностных результатов. 2.1. Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у обучающихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока: - самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося, то есть принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; - смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значениядля себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва; - морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. 3. Оценка метапредметных результатов. 3.1. При оценке метапредметных результатов могут оцениваться: - способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; - способность к сотрудничеству и коммуникации; - способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; - способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; - способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. 3.2. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счѐт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана школы. 4. Оценка предметных результатов. 4.1. Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. 4.2. Оценка достижения предметных результатов ведѐтся как в ходе текущего, промежуточного, итогового оценивания, так и в ходе выполнения контрольных (проверочных) работ. 4.3. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, учитываются при определении итоговой оценки. 5. Текущий контроль. 5.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода (четверти, полугодия) с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности формируемых предметных знаний и умений. 5.2. При текущем контроле оценивается способность обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале. 5.3.Текущему контролю подлежат знания всех обучающихся, кроме знаний учащихся первого класса. 5.4. На ступени начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО система оценки должна: • ориентировать на достижение результата духовно-нравственного развития воспитания (личностные результаты), формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты), освоение содержания учебных предметов (предметные результаты); • обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных). 5.5. Текущий контроль обучающихся включает в себя поурочное и тематическое оценивание результатов учебы школьников. Текущий контроль успеваемостиобучающихся Учреждения осуществляется педагогическими работниками как качественно («зачтено» или «не зачтено»), так и по пятибалльной системе. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1 класса в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации достижений обучающихся в классном электронном журнале в виде отметок по пятибалльной системе. Допускается словесная объяснительная оценка. 5.6. В 2-9-х классах оценивание осуществляется по четвертям с фиксацией достижений в электронном журнале в виде отметок по пятибалльной шкале. В 10-11 классах оценивание осуществляется по полугодиям с фиксацией достижений в бумажном и электронном журнале в виде отметок по пятибалльной шкале. 5.7. По каждому разделу учебной программы по предметам учебного плана каждый обучающийся должен получить не менее одной текущей оценки. Изучение каждой темы должно предусматривать выполнение контрольной или проверочной работы, по результатам которой каждый школьник должен получить отметку. 5.8. Отметки в журнале должны отражать только качество освоения учебного материала. 5.9. Формы текущего контроля определяет учитель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых образовательных технологий. 5.10. Во 2-11-х классах в начале учебного года проводятся диагностические работы, целью которых является выявление затруднений обучающихся и устранения пробелов в знаниях. 5.11. При изучении предметов (модулей) ОРКСЭ в 4 классе, , элективных курсов в 10 – 11 классах применяется безотметочная система оценивания: по итогам каждого полугодия и по итогам года обучающимся выставляется «зачтено», «не зачтено». При систематическом посещении занятий, выполнении творческих, практических, лабораторных работ обучающийся получает «зачтено». «Не зачтено» выставляется обучающимся, которые не посещают занятия без уважительных причин, не усвоили содержание программ курсов, предметов, модулей, дисциплин. Успеваемость всех обучающихся 2-11 классов Учреждения подлежит текущему контролю в виде отметок по пятибалльной системе, кроме предметов, дисциплин, курсов, модулей, перечисленных выше. 5.12. Письменные самостоятельные, контрольные и другие виды работ обучающихся оцениваются по 5-балльной шкале. Отметка за выполненную письменную работу заносится в электронный журнал к следующему уроку, за исключением: - отметки за творческие работы по русскому языку и литературе в 5-9-х классах (не позднее, чем через неделю после их проведения); - отметки за сочинение в 10-11-х классах по русскому языку и литературе (не более чем через 10 дней после их проведения). За сочинение, изложение и диктант с грамматическим заданием по русскому языку, за сочинения по литературе в электронный журнал выставляются две отметки; - отметки за контрольные работы по математике в 5-11 классах не позднее чем через три дня после их проведения. 5.13. Оценка предметных результатов обучающихся проводится с учетом уровневого подхода. Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в обратную сторону. 5.14. Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования. Достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно», отметка «3». 5.15. Обучающийся, овладевший учебными действиями на достаточном уровне, может быть оценен двумя уровнями, превышающими базовый: - повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»), - высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). 5.16. Обучающиеся, уровень достижений которых ниже базового, могут быть оценены двумя уровнями: - пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2») свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учащимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся; - низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1») - свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. 6. Промежуточная аттестация 6.1. Содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации определяется «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся». 7. Организация внутришкольного мониторинга достижения метапредметных результатов обучающихся 7.1. Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Инструментарий мониторинга строится на межпредметной основе и включает диагностические материалы по оценке читательской грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий. 7.2. Наиболее адекватными формами оценки читательской грамотности служит письменная работа на межпредметной основе сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий – комплексная метапредметная работа. 7.3. Каждый из перечисленных видов диагностик проводится с периодичностью не менее, чем один раз в год. 7.4. Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария: Инструментарий Оценочные процедуры 1 Входной контроль 2 Текущее оценивание метапредметной обученности 3 Наблюдение за выполнением учебно-практических заданий 4 Текущее оценивание выполнения учебных исследований и учебных проектов (в том числе в рамках общешкольного проекта) 5 Итоговая оценка метапредметной обученности 6 Защита итогового индивидуального проекта Стартовая комплексная работа Промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе Диагностика грамотности чтения Учебно-практические задания, направленные на формирование и оценку коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД Критерии оценки учебного исследования и учебного проекта Период Сентябрь Декабрьфевраль Апрельмай В течение года В течение Итоговая комплексная работа на межпредметной основе Критерии оценки итогового индивидуального проекта 7.5. В качестве диагностических материалов (комплексные работы на межпредметной основе, диагностика грамотности чтения) могут быть использованы работы, разработанные авторским коллективом учебно-методических комплектов, удовлетворяющие следующим требованиям: строятся на основе ряда несплошных текстов (с иллюстрациями, диаграммами, таблицами), к которым даѐтся ряд заданий по русскому языку, математике, биологии, географии, литературе и т.д. Задания должны позволять установить уровень владения учащимися основными общеучебными умениями: навыками осознанного чтения, умением работать с текстом, понимать и выполнять инструкции, которые помогают успешно продвигаться в освоении учебного материала. 7.6. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов служат результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам в рамках системы промежуточной аттестации. 8. Итоговая аттестация 8.1. Итоговая аттестация – это фиксация четвертных (во 2-9 классах), полугодовых (в 10-11 классах) и годовых отметок обучающихся, которые выставляются в классный журнал за три дня до начала каникул. 8.2. В начальной школе государственная итоговая аттестация учеников не предусматривается. Итоговая оценка в начальной школе является внутренней оценкой школы. 8.3. На итоговую оценку выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов освоения учебных предметов. 8.4. В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку учащихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности школы. Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося, и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития учащихся. 8.5. Отметка обучающегося за четверть, полугодие выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ. Итоговая годовая оценка обучающихся 2-8, 10 классов выставляется на основе четвертных/полугодовых оценок и оценки, полученной в ходе годовой промежуточной аттестации, методом математического округления. 8.6. Итоговая оценка выпускника 9 класса формируется на основе: • оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам; • оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта; • оценок за работы, выносимые на государственную (итоговую) аттестацию (ГИА). Предметные отметки за четверть (полугодие) определяются как среднее арифметическое баллов с учетом контрольных (проверочных) работ. 8.7. Итоговые отметки за 9 класс по русскому языку, математике и учебным предметам, сдаваемым по выбору обучающегося, определяются как среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок выпускника и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления (согласно Письму Министерства просвещения РФ от 1 апреля 2019 г. N ТС-842/04 ―О порядке заполнения аттестата об основном общем образовании", Приказу Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2014 г. N 115 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов"). 8.8. Итоговые отметки за 9 класс по другим учебным предметам выставляются на основе годовой отметки выпускника за 9 класс. 8.9. Итоговые отметки за 11 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления (согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2014 г. N 115 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов"). 8.10. Выпускникам, освоившим основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования в формах семейного образования, самообразования и получившим удовлетворительные результаты, в аттестат выставляются отметки, полученные ими на промежуточной аттестации, проводимой по всем учебным предметам инвариантной части базисного учебного плана. 8.11. С целью информирования обучающихся 2-11-х классов и предоставления им возможности для улучшения отметки за четверть предусматривается предварительное ознакомление обучающихся с возможной (предполагаемой) четвертной отметкой по каждому предмету учебного плана за две недели до окончания четверти. 8.12. Итоговая отметка может быть пересмотрена (в указанные выше сроки) в случае несогласия обучающихся и их родителей (законных представителей) с выставлением итоговой отметки по предмету. 8.13. На основании письменного заявления родителей (законных представителей) для пересмотра оценки создается конфликтная комиссия в составе трех человек, состав которой утверждается приказом по школе. Комиссия, в присутствии родителей (законных представителей) обучающегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. 8.14. Перевод обучающихся 1-х - 8-х, 10-х классов в следующий класс и допуск обучающихся 9-х, 11-х классов к Государственной итоговой аттестации осуществляется на основании решения педагогического совета школы, утвержденного приказом директора школы. 8.15.Обучающимся, находившимся на лечении в лечебном или профилактическом учреждении, где были организованы учебные занятия, учитываются отметки, полученные в лечебном или профилактическом учреждении. Табель успеваемости, полученный в лечебном или профилактическом учреждении, хранится в личном деле обучающихся. 8.16. Классные руководители, учителя-предметники доводят до сведения родителей (законных представителей) результаты четвертной, полугодовой аттестации посредством заполнения дневников обучающихся, в том числе в электронной форме. Педагогические работники обязаны прокомментировать результаты контроля успеваемости устно или по запросу родителей (законных представителей) в письменной форме в виде выписки из школьных документов (тетради для контрольных работ, дневник, журнал, личная карта ученика). 9. Ведение документации 9.1. Итоги промежуточной аттестации учащихся отражаются отдельной графой в электронных журналах в разделах тех предметов, по которым она проводилась. Годовые отметки выставляются в переводных классах по учебным предметам с учѐтом результатов промежуточной аттестации за текущий учебный год. 9.2. Родители (законные представители) ученика должны быть своевременно проинформированы о неудовлетворительных отметках, полученных учащимся в ходе промежуточной аттестации. 9.3. Отметка ученика за четверть (полугодие) выставляется как среднее арифметическое (округленное по законам математики) результатов контрольных, лабораторных, практических и самостоятельных работ, устных ответов, имеющих контрольный характер. Отметка за четверть (полугодие) выставляется учителем при наличии не менее 3-х отметок у учащихся. 9.4. Четвертные (полугодовые) и годовые отметки выставляются за три дня до начала каникул или начала аттестационного периода. Классные руководители итоги аттестации и решение педагогического совета о переводе учащегося обязаны довести до сведения учащихся и их родителей. 9.5. Учитель по каждому предмету составляется рабочую программу, включая календарно-тематическое планирование на год, которые являются основой планирования его педагогической деятельности. 9.6. Электронный журнал являются главным документом учителя и заполняется в соответствии с рабочей программой и тематическим планированием. 9.7. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются учителем следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. 10. Права и обязанности участников образовательных отношений 10.1. Права и обязанности учащихся Учащиеся имеют право: зработке критериев оценки работы; и на оценку навыковой стороны обучения; таты своей деятельности в форме «портфолио» и публично их защитить; Учащиеся обязаны: 10.2. Права и обязанности учителя Учитель имеет право: чащихся должна предшествовать оценке учителя; достижений; оценки данной работы. Учитель обязан: работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся; во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания; (полугодие) и учебный год. 10.3. Права и обязанности родителей Родитель имеет право: знать о принципах и способах оценивания в МОБУ Тыгдинской СОШ имени Т.А. Бояринцева. преодоления их у своего ребенка. Родитель обязан: родитель сталкивается в домашних условиях; тительская работа по оказанию помощи в образовании их детей. 11. Ответственность сторон 11.1. Администрация М ОБУ Тыгдинская СОШ имени Т.А. Бояринцева управляет процессом контрольно-оценочной деятельности участников образовательных отношений на основании данного Положения. 11.2. В период подготовки к промежуточной аттестации учащихся администрация: проведения промежуточной аттестации учащихся, системе оценивания по ее результатам; о сведения всех участников образовательных отношений сроки и перечень предметов, по которым организуется промежуточная аттестация учащихся, а также формы ее проведения; промежуточной аттестации. 11.3. После завершения промежуточной аттестации администрация МОБУ Тыгдинской СОШ имени Т.А. Бояринцева организует обсуждение ее итогов на заседаниях методического или педагогического совета. 11.4. Администрация МОБУ Тыгдинской СОШ имени Т.А. Бояринцева обязана: печить учащемуся получение бесплатного общего образования на уровне начального, основного и среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС; образовательной программой, регулируемой учебным планом, годовым календарным режимом работы и расписанием занятий; учащимися образовательной программы и в доступной форме информировать о результатах родителей и учащегося; локальным актам школы, регламентирующим ее деятельность; ам освоения программы основного общего образования в форме и в сроки, предусмотренные законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации. 11.5. Родители учащихся обязаны: аммы, действующей в МОБУ Тыгдинской СОШ имени Т.А. Бояринцева занятий согласно учебному расписанию и иных школьных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими деятельность школы. (законных представителей) ученика; числе и на учащегося, его родителей/законных представителей.