Описание учебного плана МОБУ Тыгдинской СОШ имени Т.А. Бояринцева Учебный план образовательного учреждения МОБУ Тыгдинской СОШ имени Т.А. Бояринцева на 2021-2022 учебный год разработан на основе нормативно-правовых документов федерального, регионального, школьного уровне. Учебный план школы составлен на федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерство образования и науки российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , утвержденный приказом Министерство образования и науки российской Федерации№18987 от 17.12.2010 г, федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом Министерство образования и науки российской Федерации № 413, от 06 .11.2009 г. в соответствии с образовательными программами по предметам, с учетом запросов учащихся и их родителей, и кадрового потенциала школы. При составлении учебного плана школы учитывались приказы, письма Минобрнауки РФ, министерства образования и науки Амурской области. Федеральный уровень 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года. 2.Приказы Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008г. № 241, от 30. 09. 2010г. № 889,от 03.06.2011 г. № 1994, от 01.02.2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». 3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 -10 "Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.) 4.Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. №1241 от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от 18.05.2015 г. № 507 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» 5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 13.12.2013 № 1342), утвержденным приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015. 6.Методические рекомендации по реализации элективных курсов (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 № 03-413). 7.Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" 9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. N69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2017года №506 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования российской Федерации от 05 марта 2004г, № 1089. 11.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2017 г № 506 « О внесении изменения в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного и среднего( полного) общего образования , утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05. Марта 2004 г, № 1089. 12. О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» от 03.08. 2018 г 13. Приказ от 6 октября 2009 г № 413 Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Региональный уровень 1. Приказ Министерства образования и науки Амурской области от 28.10.2009г. №1614 «О введении третьего часа физической культуры в образовательных учреждениях области». Школьный уровень 1. Устав общеобразовательного учреждения; 2. Основная образовательная программа начального общегообразования 3. Основная образовательная программа основного общего образования 4. Основная образовательная программа среднего общего образования Общая характеристика учебного плана Учебный план школы ориентирован на создание условий для обеспечения развития школьников с учетом их индивидуальных возможностей, способностей и образовательных потребностей. Таким образом, учебный план позволяет обеспечить условия для достижения гарантированного уровня образования каждым конкретным учащимся. Реализуются следующие принципы построения учебного плана: индивидуализация обучения дифференциация обучения; компетентностный подход профилизация обучения Общая направленность учебного плана - поддержка вариативности системы образования; - обеспечение равного доступа к полноценному образованию всем обучающимся в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями; -обеспечение общего универсальногообразования, установленного образовательным государственным стандартом; - формирование и развитие навыков проектно-исследовательской деятельности; - помощь в самоопределении и социальной адаптации обучающихся в современных социально-экономических условиях. - личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; Задачи учебного плана: - Отработка государственного образовательного стандарта общего образования, определяющего содержание образования, организацию учебно-воспитательного процесса. - Обеспечение практико- ориентированного подход в обучении учащихся. - Предоставление помощи в самоопределении и социальной адаптации обучающимся в современных социально-экономических условиях. - Создание благоприятных условий для интеллектуально-нравственного развития учащихся путем удовлетворения потребностей, обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования на основе концепции личностно ориентированного обучения, инновационного построения образовательного процесса Построение основного и дополнительного образования на основе принципов здоровьесбережения, формирование представлений о здоровом образе жизни как о принципиальном элементе интеллектуально-нравственной культуры учащихся школы - Содействие развитию творческих способностей учащихся. - Развитие проектной и исследовательской деятельности учащихся как формы организации классно-урочной и внеурочной работы. Учебный план предусматривает освоение учебных программ, обеспечивающих выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов, которые обеспечивают единство образовательного пространства РФ и гарантирует овладение выпускниками школы необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможности продолжения образования. Каждый из уровней общего образования: начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование, решая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями учащихся. Они находят отражение, прежде всего в наборе базовых учебных курсов и занятий по выбору учащихся. На уровне начального общего образования образовательный процесс осуществляется по программам УМК: – 1Б, 2А, ;4Б –1А;2Б;3А;3Б;4А Количество учебных занятий за 4 учебных года составляет не менее 2904 часов и более 3345 часов. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы в школе осваиваются в очной форме, реализуется классно-урочная форма обучения. Содержание образования на уровне начального общего образования реализуется за счѐт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системнодеятельностный подход и индивидуализацию обучения. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые реализуются в школе. В учебном плане представлены интегративные курсы: учебный предмет «окружающий мир (естествознание и обществознание), математика и информатика, искусство в рамках модулей «музыка» и «ИЗО». Предметная область « Русский язык и литературное чтение реализуется в рамках модулей «русский язык, «литературное чтение» и предметная область «Иностранный язык» (английский язык). Так же представлены области «технология» и «физическая культура». На преподавание учебного предмета в рамках одноименной области «Основы религиозной культуры и светской этики» отводится 1 недельный час в 4 классе. Предметная область « Родной язык и Литературное чтение на родном языке» представлена 0.5 часа на изучение курса. « Родной язык» и 0.5 на «Литературное чтение на родном языке» в 3,4 классах . Из части, формируемой участниками образовательного процесса взят 1 час на изучение русского языка в 1-2 классах, 1 часа по литературное чтение в 3,4 классах. для обеспечения освоения требований ФГОС по русскому языку. Общая характеристика учебного плана Учебный план школы ориентирован на создание условий для обеспечения развития учащихся с учетом их индивидуальных возможностей, способностей и образовательных потребностей и позволяет обеспечить условия для достижения гарантированного уровня образования каждым конкретным учащимся. Общая направленность учебного плана: - поддержка вариативности системы образования, модернизации содержания образования; - развитие интегративного изучения отдельных дисциплин; - обеспечение равного доступа к полноценному образованию всем обучающимся в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями; - обеспечение общего универсального образования, установленного образовательным государственным стандартом; - формирование и развитие навыков проектно-исследовательской деятельности; - на помощь в самоопределении и социальной адаптации обучающихся в современных социально-экономических условиях. Цели и задачи учебного плана: -Отработка государственного образовательного стандарта основного общего образования, определяющего содержание образования, организацию учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учебного заведения. Обеспечение базового образования для каждого школьника; Создание благоприятных условий для интеллектуально-нравственного развития учащихся путем удовлетворения потребностей, обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования на основе концепции личностно ориентированного обучения, инновационного построения образовательного процесса Обеспечение широкой образовательной подготовки учащихся к получению дальнейшего образования, к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, Построение основного и дополнительного образования на основе принципов здоровьесбережения, формирование представлений о здоровом образе жизни как о принципиальном элементе интеллектуально-нравственной культуры учащихся школы. Интегративное изучение отдельных дисциплин; Организация работы с учащимися, имеющими различную мотивацию к учебнопознавательной деятельности; Развитие проектной и исследовательской деятельности учащихся как формы организации классно-урочной и внеурочной работы. Содействие развитию творческих способностей учащихся. Учебный план предусматривает освоение учебных программ, обеспечивающих выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов, которые обеспечивают единство образовательного пространства РФ и гарантирует овладение выпускниками школы необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможности продолжения образования. Каждый из уровней общего образования: начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование, решая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями учащихся. Они находят отражение, прежде всего в наборе базовых учебных курсов и занятий по выбору учащихся. С учетом потребностей и возможностей личности образовательных программы в школе осваиваются в очной форме, реализуется классно-урочная форма обучения, обучение по адаптированным программам для детей с ОВЗ. Содержание образования на уровне начального и основного общего образования реализуется за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира , системно деятельностный подход и индивидуализацию обучения.