Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тыгдинская средняя общеобразовательная школа (МОБУ Тыгдинская СОШ) СОГЛАСОВАНО Протоколом управляющего совета МОБУ Тыгдинская СОШ ________/_________________/ УТВЕРЖДАЮ Директор МОБУ Тыгдинская СОШ _______________ Басня И.А. протокол №3 от 10.01..2016г. Приказ № 2 от 10.01.2016г. Положение об инклюзивном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья 1.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного обучения(далее Положение) определяет порядок осуществления программ инклюзивного обучения в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении Тыгдинской средней общеобразовательной школе а также права и обязанности участников инклюзивного образования. 1.2. Под инклюзивным обучением в настоящем Положении понимается обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья, и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений. 1.3. Под специальными условиями обучения/воспитания в настоящем Положении понимаются специальные образовательные программы и методы развития и обучения. Также психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, необходимые детям с ограниченными возможностями здоровья для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями в целях развития социальной адаптации и интеграции указанных лиц в обществе, в том числе приобретения ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и самостоятельной жизни. 1.4. Инклюзивное обучение в МОБУ Тыгдинская СОШ является формой организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья на всех ступенях общего образования. Обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья без интеграции может быть предложено лишь при невозможности создания специальных условий для интеграции или при выборе родителями (законными представителями) иных форм организации образовательного процесса. 1.5. Зачисление ребенка с ограниченными возможностями здоровья в МОБУ Тыгдинская СОШ с согласия родителей (законных представителей) . 1.6. Инклюзивное обучение организуется: 1) посредством совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе образовательного учреждения; 2) посредством функционирования класса для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении и для детей, не имеющих таких ограничений или имеющих другие ограничения здоровья. II. Организация инклюзивного обучения 2.1. Обучающиеся переходят на инклюзивное образование при наличии заключения психолого-медико-психологической комиссии (ПМПК) об установлении инвалидности на любой ступени общего образования (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего) по заявлению родителей (законных представителей). При переходе на модели «частичная инклюзия» или «внеурочная инклюзия» необходимо заключение Межведомственной комиссии и согласие родителей (законных представителей). 2.2. В качестве рекомендуемого минимального объема учебной нагрузки детей-инвалидов (инвалидов) могут рассматриваться нормы часов, содержащиеся в письме Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 года № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому». При наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями. 2.3. Школа самостоятельно распределяет часы по учебным дисциплинам по согласованию с районным отделом образованием, при этом учитывает индивидуальные психофизические особенности, интересы детей-инвалидов (инвалидов), рекомендации Межведомственной комиссии, ПМПК (если они имеются). 2.4. Индивидуальный учебный план детей-инвалидов (инвалидов), обучающихся по модели «частичная инклюзия», формируется из предметов индивидуального учебного плана на дому и предметов учебного плана общеобразовательного учреждения, которые не входят в индивидуальный учебный план на дому. При изменении состояния здоровья обучающихся возможны изменения индивидуального учебного плана в соответствии с рекомендациями Межведомственной комиссии и по согласованию с родителями (законными представителями). 2.5. Расписание учебных занятий для детей-инвалидов (инвалидов), обучающихся по модели «частичная инклюзия», составляется таким образом, чтобы образовательные программы по конкретному предмету полностью изучались либо на дому, либо в общеобразовательном учреждении. Расписание занятий согласовывается с родителями ребенка и утверждается руководителем образовательного учреждения. 2.6. Фамилии детей-инвалидов (инвалидов), обучающихся по моделям «частичная инклюзия» и «внеурочная инклюзия» и данные об успеваемости (результаты промежуточной (четвертные, полугодовые отметки), государственной (итоговой) аттестации, перевод из класса в класс, выпуск из школы) вносятся в классный журнал соответствующего класса. На каждого такого обучающегося заводятся индивидуальные журналы, где учителя записывают даты занятий, содержание пройденного материала, количество часов и выставляют текущие отметки как за предметы индивидуального обучения на дому, так и за предметы, изучаемые в классе. 2.7. Контроль за своевременным проведением занятий, за выполнением учебных программ осуществляет школа. 2.8. Ответственность за жизнь и здоровье детей-инвалидов в пути следования к общеобразовательному учреждению и обратно несут родители (законные представители). 2.9. Ответственность за жизнь и здоровье детей-инвалидов в общеобразовательном учреждении несет учреждение. 2.10. Промежуточная аттестация, перевод в следующий класс, государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 класса, обучающихся инклюзивно, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ»,положением общеобразовательного учреждения и другими соответствующими нормативными актами. 2.11. При организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, могут создаваться классы инклюзивного обучения. 2.12. Специальная помощь обучающимся, поступившим на инклюзивное обучение, оказывается социально-психолого-педагогической службой на базе школы. 2.13. Прием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательное учреждение на совместное обучение с нормально развивающимися сверстниками осуществляется на общих основаниях. 2.14. Наполняемость класса интегрированного обучения составляет не более 25 человек, количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не должно превышать 3-4 человек. 2.15. При организации инклюзивного обучения общеобразовательное учреждение обязано: 3 - разработать локальные акты учреждения, регламентирующие деятельность по организации инклюзивного обучения; - обеспечить специальную помощь обучающимся, включенным в обучение (обеспечить наличие учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда и социального педагога); - иметь индивидуальные образовательные планы на каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья; - обеспечить материальную базу, соответствующую; - иметь документацию, позволяющую отследить прохождение образовательной программы, динамику обучения ребенка, его коррекционную подготовку; - осуществлять плановую подготовку (переподготовку) кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья; - следовать рекомендациям, содержащимся в заключении ПМПК, выполнять требования программ реабилитации. III. Образовательный процесс и государственная итоговая аттестация. 3.1. Образовательный процесс в классах инклюзивного обучения осуществляется в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней общего образования. I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года); II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет); III ступень – среднее общее образование (нормативный срок освоения - 2 года). 3.2. Специфика образовательного процесса в классах инклюзивного обучения состоит в организации индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Расписание занятий в инклюзивных классах составляется с учетом повышенной утомляемости обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 3.3. Обучение организуется по общим учебникам, соответствующим программе обучения. 3.4. Оценка знаний учащихся с ограниченными возможностями здоровья в классах инклюзивного обучения осуществляется в соответствии с установленными требованиями и с учетом особенностей развития ребенка. 3.5. Государственная итоговая аттестация выпускников, обучавшихся инклюзивно, за курс основной и средней школы проводится в соответствии с нормативными документами федерального, регионального и муниципального уровня. 3.6. Выпускники 9 класса, обучавшиеся в общеобразовательных классах, успешно освоившие курс основной школы, получают документ государственного образца о получении основного общего образования. 3.7. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших основные общеобразовательные программы среднего общего образования, государственная итоговая аттестация проводится в форме государственного выпускного экзамена или может по их желанию проводиться в форме ЕГЭ. При этом допускается сочетание обеих форм государственной итоговой аттестации. Выбранные выпускником форма (формы) государственной итоговой аттестации и общеобразовательные предметы, по которым он планирует сдавать экзамены, указываются им в заявлении. Государственный выпускной экзамен для выпускников с ограниченными возможностями здоровья организуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей выпускников и состояния их здоровья. IV. Кадровое обеспечение образовательного процесса 4.1. Для работы в системе инклюзивного образования отбираются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании. Специалисты должны знать основы специальной психологии и коррекционной педагогики, приемы коррекционной учебно-воспитательной работы, 4 требующей в обязательном порядке реализации дидактических принципов индивидуального и дифференцированного подходов, развивающего, наглядного и практического характера обучения. Для работы в классах инклюзивного обучения назначаются педагоги, прошедшие специальную курсовую подготовку. V. Обязательная документация по организации инклюзивного образования 5.1. Заключение межведомственной комиссии по включению детей-инвалидов в инклюзивное образование, в котором должно быть прописано: - рекомендуемая учебная нагрузка на учащегося (количество дней в неделю, часов в день); - оборудование технических условий (при необходимости); - сопровождение и (или) присутствие родителей (законных представителей) во время учебного процесса (при необходимости); - возможность получения дополнительного образования; - организация психолого-педагогического сопровождения обучающегося с указанием специалистов и допустимой нагрузки (количество часов в неделю). 5.2. Заявление родителей с обязательным указанием цели инклюзивного образования для их ребенка, часов аудиторной учебной нагрузки, дополнительного образования, психологопедагогического сопровождения в соответствии с рекомендациями Межведомственной комиссии. 5.3. Приказ общеобразовательного учреждения об организации инклюзивного образования для ребенка-инвалида (инвалидов), в котором должна быть указана аудиторная учебная нагрузка на обучающегося инклюзивно, сопровождение и (или) присутствие родителей (законных представителей) во время учебного процесса (при необходимости), часы дополнительного образования (если оно рекомендовано Межведомственной комиссией), а также возложение ответственности за жизнь и здоровье обучающегося на педагогических и (или) административных работников общеобразовательного учреждения. 5.4. Индивидуальный учебный план ребенка-инвалида (инвалида) с полной учебной нагрузкой (с учетом индивидуального обучения на дому, инклюзивного образования, дистанционного образования (при наличии) в соответствии с прилагаемой формой. 5.5. План воспитательной работы учреждения, который должен включать в себя мероприятия, связанные с просветительской деятельностью, направленные на воспитание у учащихся, педагогов и родителей гуманного отношения к инвалидам; проведение мониторинговых исследований, опросов, анкетирования с целью изучения общественного мнения по вопросам инклюзивного образования и др. 5