положение об инклюзивном образовании

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тыгдинская средняя
общеобразовательная школа
(МОБУ Тыгдинская СОШ)
СОГЛАСОВАНО
Протоколом управляющего совета
МОБУ Тыгдинская СОШ
________/_________________/

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОБУ Тыгдинская СОШ
_______________ Басня И.А.

протокол №3 от 10.01..2016г.

Приказ № 2 от 10.01.2016г.

Положение
об инклюзивном обучении
детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного обучения(далее Положение)
определяет порядок осуществления программ инклюзивного обучения в
Муниципальном бюджетном образовательном учреждении Тыгдинской средней
общеобразовательной школе а также права и обязанности участников инклюзивного
образования.
1.2. Под инклюзивным обучением в настоящем Положении понимается обучение
(воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями
здоровья, и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с
ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и
социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих
таковых ограничений.
1.3. Под специальными условиями обучения/воспитания в настоящем
Положении понимаются специальные образовательные программы и методы развития и
обучения. Также психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги,
необходимые детям с ограниченными возможностями здоровья для получения образования в
соответствии с их способностями и психофизическими возможностями в целях развития
социальной адаптации и интеграции указанных лиц в обществе, в том числе приобретения
ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной,
деятельности и самостоятельной жизни.
1.4. Инклюзивное обучение в МОБУ Тыгдинская СОШ
является
формой
организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья
на всех ступенях общего образования. Обучение ребенка с ограниченными
возможностями здоровья без интеграции может быть предложено лишь при невозможности
создания специальных условий для интеграции или при выборе родителями (законными
представителями) иных форм организации образовательного процесса.
1.5. Зачисление ребенка с ограниченными возможностями здоровья в
МОБУ Тыгдинская СОШ с согласия родителей (законных представителей) .
1.6. Инклюзивное обучение организуется:
1) посредством совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе образовательного учреждения;
2) посредством функционирования класса для детей с ограниченными возможностями
здоровья в образовательном учреждении и для детей, не имеющих таких ограничений или
имеющих другие ограничения здоровья.
II. Организация инклюзивного обучения
2.1. Обучающиеся переходят на инклюзивное образование при наличии заключения
психолого-медико-психологической комиссии (ПМПК) об установлении инвалидности на
любой ступени общего образования (начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего) по заявлению родителей (законных представителей).
При переходе на модели «частичная инклюзия» или «внеурочная инклюзия» необходимо
заключение Межведомственной комиссии и согласие родителей (законных представителей).

2.2. В качестве рекомендуемого минимального объема учебной нагрузки детей-инвалидов
(инвалидов) могут рассматриваться нормы часов, содержащиеся в письме Министерства
народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 года № 17-253-6 «Об индивидуальном
обучении больных детей на дому». При наличии соответствующих рекомендаций
специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально
допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями.
2.3. Школа самостоятельно распределяет часы по учебным дисциплинам по согласованию
с районным отделом образованием, при этом учитывает индивидуальные психофизические
особенности, интересы детей-инвалидов (инвалидов), рекомендации Межведомственной
комиссии, ПМПК (если они имеются).
2.4. Индивидуальный учебный план детей-инвалидов (инвалидов), обучающихся по
модели «частичная инклюзия», формируется из предметов индивидуального учебного плана
на дому и предметов учебного плана общеобразовательного учреждения, которые не входят
в индивидуальный учебный план на дому.
При изменении состояния здоровья обучающихся возможны изменения индивидуального
учебного плана в соответствии с рекомендациями Межведомственной комиссии и по
согласованию с родителями (законными представителями).
2.5. Расписание учебных занятий для детей-инвалидов (инвалидов), обучающихся по
модели «частичная инклюзия», составляется таким образом, чтобы образовательные
программы по конкретному предмету полностью изучались либо на дому, либо в
общеобразовательном учреждении. Расписание занятий согласовывается с родителями
ребенка и утверждается руководителем образовательного учреждения.
2.6. Фамилии детей-инвалидов (инвалидов), обучающихся по моделям «частичная
инклюзия» и «внеурочная инклюзия» и данные об успеваемости (результаты промежуточной
(четвертные, полугодовые отметки), государственной (итоговой) аттестации, перевод из
класса в класс, выпуск из школы) вносятся в классный журнал соответствующего класса.
На каждого такого обучающегося заводятся индивидуальные журналы, где учителя
записывают даты занятий, содержание пройденного материала, количество часов и
выставляют текущие отметки как за предметы индивидуального обучения на дому, так и за
предметы, изучаемые в классе.
2.7. Контроль за своевременным проведением занятий, за выполнением учебных
программ осуществляет школа.
2.8. Ответственность за жизнь и здоровье детей-инвалидов в пути следования к
общеобразовательному учреждению и обратно несут родители (законные представители).
2.9. Ответственность за жизнь и здоровье детей-инвалидов в общеобразовательном
учреждении несет учреждение.
2.10. Промежуточная аттестация, перевод в следующий класс, государственная (итоговая)
аттестация выпускников 9 класса, обучающихся инклюзивно, осуществляется в соответствии
с
Законом
Российской
Федерации
«Об
образовании
в
РФ»,положением
общеобразовательного учреждения и другими соответствующими нормативными актами.
2.11. При организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, могут создаваться классы инклюзивного
обучения.
2.12. Специальная помощь обучающимся, поступившим на инклюзивное обучение,
оказывается социально-психолого-педагогической службой на базе школы.
2.13. Прием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательное
учреждение на совместное обучение с нормально развивающимися сверстниками
осуществляется на общих основаниях.
2.14. Наполняемость класса интегрированного обучения составляет не более 25 человек,
количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не должно превышать
3-4 человек.
2.15. При организации инклюзивного обучения общеобразовательное учреждение
обязано:
3

- разработать локальные акты учреждения, регламентирующие деятельность по
организации инклюзивного обучения;
- обеспечить специальную помощь обучающимся, включенным в обучение (обеспечить
наличие учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда и социального
педагога);
- иметь индивидуальные образовательные планы на каждого ребенка с ограниченными
возможностями здоровья;
- обеспечить материальную базу, соответствующую;
- иметь документацию, позволяющую отследить прохождение образовательной
программы, динамику обучения ребенка, его коррекционную подготовку;
- осуществлять плановую подготовку (переподготовку) кадров для работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья;
- следовать рекомендациям, содержащимся в заключении ПМПК, выполнять требования
программ реабилитации.
III. Образовательный процесс и государственная итоговая аттестация.
3.1. Образовательный процесс в классах инклюзивного обучения осуществляется в
соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней общего образования.
I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года);
II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет);
III ступень – среднее общее образование (нормативный срок освоения - 2 года).
3.2. Специфика образовательного процесса в классах инклюзивного обучения состоит в
организации индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Расписание занятий в инклюзивных классах составляется с учетом повышенной
утомляемости обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3.3. Обучение организуется по общим учебникам, соответствующим программе обучения.
3.4. Оценка знаний учащихся с ограниченными возможностями здоровья в классах
инклюзивного обучения осуществляется в соответствии с установленными требованиями и с
учетом особенностей развития ребенка.
3.5. Государственная итоговая аттестация выпускников, обучавшихся инклюзивно, за курс
основной и средней школы проводится в соответствии с нормативными документами
федерального, регионального и муниципального уровня.
3.6. Выпускники 9 класса, обучавшиеся в общеобразовательных классах, успешно
освоившие курс основной школы, получают документ государственного образца о
получении основного общего образования.
3.7. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших основные
общеобразовательные программы среднего общего образования, государственная итоговая
аттестация проводится в форме государственного выпускного экзамена или может по их
желанию проводиться в форме ЕГЭ. При этом допускается сочетание обеих форм
государственной итоговой аттестации. Выбранные выпускником форма (формы)
государственной итоговой аттестации и общеобразовательные предметы, по которым он
планирует сдавать экзамены, указываются им в заявлении.
Государственный выпускной экзамен для выпускников с ограниченными возможностями
здоровья организуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей выпускников и состояния их здоровья.
IV. Кадровое обеспечение образовательного процесса
4.1. Для работы в системе инклюзивного образования отбираются педагоги, имеющие
профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами
об образовании. Специалисты должны знать основы специальной психологии и
коррекционной педагогики, приемы коррекционной учебно-воспитательной работы,
4

требующей в обязательном порядке реализации дидактических принципов индивидуального
и дифференцированного подходов, развивающего, наглядного и практического характера
обучения.
Для работы в классах инклюзивного обучения назначаются педагоги, прошедшие
специальную курсовую подготовку.
V. Обязательная документация по организации инклюзивного образования
5.1. Заключение межведомственной комиссии по включению детей-инвалидов в
инклюзивное образование, в котором должно быть прописано:
- рекомендуемая учебная нагрузка на учащегося (количество дней в неделю, часов в день);
- оборудование технических условий (при необходимости);
- сопровождение и (или) присутствие родителей (законных представителей) во время
учебного процесса (при необходимости);
- возможность получения дополнительного образования;
- организация психолого-педагогического сопровождения обучающегося с указанием
специалистов и допустимой нагрузки (количество часов в неделю).
5.2. Заявление родителей с обязательным указанием цели инклюзивного образования для
их ребенка, часов аудиторной учебной нагрузки, дополнительного образования, психологопедагогического сопровождения в соответствии с рекомендациями Межведомственной
комиссии.
5.3. Приказ общеобразовательного учреждения об организации инклюзивного
образования для ребенка-инвалида (инвалидов), в котором должна быть указана аудиторная
учебная нагрузка на обучающегося инклюзивно, сопровождение и (или) присутствие
родителей (законных представителей) во время учебного процесса (при необходимости),
часы дополнительного образования (если оно рекомендовано Межведомственной
комиссией), а также возложение ответственности за жизнь и здоровье обучающегося на
педагогических и (или) административных работников общеобразовательного учреждения.
5.4. Индивидуальный учебный план ребенка-инвалида (инвалида) с полной учебной
нагрузкой (с учетом индивидуального обучения на дому, инклюзивного образования,
дистанционного образования (при наличии) в соответствии с прилагаемой формой.
5.5. План воспитательной работы учреждения, который должен включать в себя
мероприятия, связанные с просветительской деятельностью, направленные на воспитание у
учащихся, педагогов и родителей гуманного отношения к инвалидам; проведение
мониторинговых исследований, опросов, анкетирования с целью изучения общественного
мнения по вопросам инклюзивного образования и др.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 15.10.2022.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(4162)539-12-80

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».