аннотация по биологии

АННОТАЦИЯ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО БИОЛОГИИ 5-9 классы
ФГОС ООО
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов общеобразовательных
бюджетных учреждений составлена на основе:
Закона Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 г. №1897);
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях;
Программы основного общего образования по биологии для
общеобразовательных учреждений (Москва.: Дрофа, 2013 г);
Авторской программы основного общего образования по биологии
В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, Г.Г.Швецова для 5-9 классов
общеобразовательных учреждений (Москва: Дрофа, 2013 год);
разовательной программы образовательного учреждения.
Рабочая программа разработана на основе программы основного общего
образования и авторской программы по биологии В.В.Пасечника,
В.В.Латюшина, Г.Г.Швецова для 5-9 классов общеобразовательных
учреждений (Москва, Дрофа, 2013) и предназначена для реализации в
общеобразовательном учреждении на базовом уровне в 5-9 классах.
Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания
основного общего образования и требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования,
прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования. В программе соблюдается преемственность с
примерными программами начального общего образования.
Программа конкретизирует содержание тем по курсу биологии,
перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует
последовательность их изучения с учетом метапредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся и приводит распределение учебных часов на
изучение каждого раздела курса. В рабочей программе определен перечень
демонстраций, лабораторных и практических работ, их распределение по
разделам.
Особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию
современной естественнонаучной картины мира, практическому применению
биологических знаний. Содержание учитывает культуросообразный подход,
в соответствии с которым учащиеся должны освоить материал, значимый для
формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры,
сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной
жизни и практической деятельности.

Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе
изучения биологии на ступени основного общего образования главное
внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания
живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся
самостоятельной деятельности по их разрешению. Изучение биологии в
основном направлено на формирование у учащихся представлений об
отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразия и
эволюции; о человеке как биосоциальном существе.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от
общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и
метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного,
гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного,
историко-проблемного, компетентностного подходов.
В процессе изучения теоретического материала курса биологии 5 класса
учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают
общие представления о структуре биологической науки, еѐ истории и
методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания
организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов,
углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении
и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в
природе и жизни человека. Такое построение программы дает возможность
развивать полученные в начальной школе теоретические сведения на богатом
фактическом материале биологии растений, грибов и бактерий. В результате
выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.
Особенности содержания обучения предмета биологии в основной школе
обусловлены спецификой биологии как науки и поставленными задачами.
Основными проблемами биологии являются изучение строения живых
организмов, их роли в природе и жизни человека, практического
использования и защиты. В разделе рабочей программы по биологии для 5
класса нашли отражение основные содержательные линии: клеточное
строение организмов; царство Бактерии; царство Грибы; царство Растения;
применение данных организмов – знание и опыт практической деятельности
с теми организмами, которые наиболее часто употребляются в повседневной
жизни, нашли применение в промышленности и сельском хозяйстве; язык
биологии – важнейшие понятия и термины.
В процессе изучения биологии в 6-7 классах учащиеся получают знания о
строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных,
принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых
организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с
индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Учащиеся
узнают о практическом значении биологических знаний,
природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и

здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на
использовании биологических систем.
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном
существе, его становлении в процессе антропогенеза и формирования
социальной среды. Определение систематического положения человека в
природе поможет учащимся осознать единство биологических законов,
понять взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, помогает
сделать выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведѐт к
болезни. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической
службе, охране природной среды, личной гигиене. Начальные знания
психологии позволят учащимся рационально организовать учебную
трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив
сверстников.
В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях еѐ организации,
раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии
жизни на Земле, углубляются понятия об эволюции. Учащиеся получают
знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции, что позволит
им понять и рассмотреть экологию организмов, популяции, биоценоза,
биосферы, ответственность человека за жизнь на Земле.
Для понимания сущности биологических явлений в программу введены
лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений,
экскурсии.
Данная программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических
посбиях, созданных коллективом авторов под руководством В.В.Пасечника.
Рабочая программа выполняет следующие основные функции:
1.Нормативная функция определяет объем и порядок преподавания учебной
дисциплины.
2. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам
образовательного процесса получить представление о целях, содержании,
общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами
данного учебного предмета.
3. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение
этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его
количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Цели курса:
формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность
образования, значимость биологических знаний для каждого человека
независимо от его профессиональной деятельности; формулировать и
обосновывать собственную позицию;
формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли
биологии в создании современной естественнонаучной картины мира;
умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности —
природной, социальной, культурной, используя для этого биологические
знания;

приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и
самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих
универсальное значение для различных видов деятельности: решения
проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации,
коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества,
безопасного обращения с объектами живой природы в повседневной жизни.
Задачи курса:
• освоение важнейших знаний об основных понятиях биологии и
биологической терминологии;
• овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить
лабораторный эксперимент;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе проведения лабораторных и практических работ, самостоятельного
приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными
потребностями;
• воспитание отношения к биологии как к одному из фундаментальных
компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования и
общения с объектами живой природы, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью
человека и окружающей среде.
Принципы реализации учебного предмета
гуманизации содержания и процесса его усвоения;
экологизации курса биологии;
интеграции знаний и умений;
последовательного развития и усложнения учебного материала и способов
его изучения.
Вклад учебного предмета в достижение целей курса
формирование системы биологических знаний как компонента
естественнонаучной картины мира;
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное
совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и
экологически целесообразного поведения на природе, в быту и трудовой
деятельности;
выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а
также формирование отношения к данной науке как к возможной области
будущей практической деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание рабочей программы структурировано:
В 5 классе по шести разделам:
Введение. Методы познания живых организмов и природных явлений;
Экспериментальные основы биологии;
Клеточное строение организмов;

Бактерии - знания о строении, жизнедеятельности и биологическом действии,
их распространении в природе, роли в природе и жизни человека;
Грибы – знания о строении и жизнедеятельности, видах грибов и их действии
на здоровье человека, правилах сбора и охраны грибов;
Растения – методы изучения растений, их многообразие, основные группы и
роль в биосфере, охрана и значение в жизни человека.
В 6 классе по четырѐм разделам:
Строение и многообразие покрытосеменных растений;
Жизнь растений;
Классификация растений;
Природные сообщества.
В 7 классе по восьми разделам:
Введение.
Прстейшие.
Могоклеточные животные.
Эволюция строения и функций органов и их систем у животных.
Индивидуальное развитие животных.
Развитие и закономерности размещения животных на Земле.
Биоценозы.
Животный мир и хозяйственная деятельность человека.
В 8 классе по пятнадцати разделам:
Введение. Науки, изучающие организм человека.
Происхождение человека.
Строение организма.
Опорно-двигательная система.
Внутренняя среда организма.
Кровеносная и лимфатическая системы организма.
Дыхание.
Пищеварение.
Обмен веществ и энергии.
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.
Нервная система.
Анализаторы. Органы чувств.
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.
Железы внутренней секреции.
Индивидуальное развитие организма
В 9 классе по семи разделам:
Введение. Методы исследования биологии.
Молекулярный уровень.
Клеточный уровень.
Организменный уровень.
Популяционно-видовой уровень.
Экосистемный уровень.
Биосферный уровень.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Для реализации рабочей программы изучения учебного предмета «Биология»
на этапе основного общего образования учебным планом школы отведено
278 часов. Из них 35 часов в 5 классе, 35 часов в 6 классе, 70 часов в 7 классе,
70 часов в 8 классе и 68 часов в 9 классе из расчета 1 учебный час в неделю в
5 и 6 классах и 2 учебных часа в неделю в 7 – 9 классах. Для обеспечения
278-часового курса биологии в 5 – 9 классах по программе, созданной
коллективом авторов под руководством В.В.Пасечника, отведено 278 часов
учебным планом.

.

Рейтинг материала:
3,3 (голосов: 4)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 15.10.2022.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(4162)539-12-80

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».