Адаптированная образовательная программа НОО для детей с умственной отсталостью

Описание образовательной программы

Адаптированная образовательная программа НОО для детей с умственной отсталостью

 

 

Цели реализации образовательной программы, адаптированной для детей умственной отсталостью, формировались исходя из положений Федерального Закона от26 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ст.2 п.9 которого сказано: «образовательная программа - комплекс основных характеристик образования т(объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов», а также то, что ее разработка и утверждение относится к компетенции образовательных учреждений (статья 12, п.5).

На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации

от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –

образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего

образования».

С учетом специфики работы школы разрабатывается «адаптированная образовательная программа для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического

развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (Российский Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Ст.2 п.28).

Главными ценностями образовательной программы являются:

-Право каждого ребенка на получение образования с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.

-Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий для его само-

реализации.

- Право педагога на творчество и профессиональную деятельность.

-Психологический комфорт всех субъектов психологического взаимодействия.

- Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.

-Коллективное сотворчество учителей, обучающихся и родителей во всех сферах жизни

школы.

Главная цель школы при обучении детей с умственной отсталостью - коррекция

отклонений в развитии учащихся средствами образования и трудовой подготовки, а также

социально-педагогической реабилитации для последующей интеграции в общество, воспитание свободного, творчески мыслящего, образованного человека, открытого людям,

умеющего быть успешным в деятельности.

Целью адаптированной программы для обучающихся с умственной отсталостью

является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их

личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

Формирование целостной системы «сопровождения» каждого учащегося школы,

направленное на решение образовательных задач, повышение эффективности качества

обучения и воспитания; развитие жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями.

Одним из инструментов достижения продекларированных целей становится ФГОС,

в нашем случае – «Федеральный государственный образовательный стандарт общего

образования для обучающихся с умственной отсталостью» (проект).

Появилась необходимость включать ребенка с ОВЗ в школьную жизнь на его условиях, которые надо принимать и учитывать, разрабатывая для ребенка на протяжении

всего процесса обучения индивидуальный образовательный маршрут развития с учетом

его психофизических особенностей, способностей, обеспечения максимальной возможности самореализации.

В соответствии с Уставом для достижения поставленных целей осуществляют следующие основные виды деятельности учреждения:

- обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (умственно отсталых детей) совместно с остальными детьми;

-реализация образовательных программ специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида, в том числе посредством организации индивидуального обучения

больных детей на дому;

-реализация дополнительных образовательных программ;

Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы

В основу разработки АОП ОО обучающихся с умственной отсталостью заложены

дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению АОП ОО для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это

обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в

том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АОП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС ОО обучающихся с умственной отсталостью к:

- структуре образовательной программы;

- условиям реализации образовательной программы;Хочу такой сайт

- результатам образования.

Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных про-

грамм обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной

отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечествен-

ной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие

личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является

обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В контексте разработки АОП общего образования для обучающихся с умственной отсталостью реализация деятельностного под хода обеспечивает:

-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

-прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и после завершения общего образования.

Освоение АОП общего образования обеспечивает достижение обучающимися с

умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным

результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных

(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного

образования - введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение

ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АОП общего образования включают индивиду-

ально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Личностные результаты освоения адаптированной программы должны отражать:

-осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину,

российский народ и историю России;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других

народов;

-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-

пространственной организации;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к

творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты освоения АОП общего образования включают освоенные

обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в

следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых

достижений.

В связи с тем, что способности к обучению таких обучающихся сугубо индивидуальны, приведѐнные ниже требования по формированию учебных умений и навыков мо-

гут быть применимы не ко всем учащимся, но являются ориентиром, к которому следует

стремиться. В образовании детей с ОВЗ особое значение придается развитию его жизнен-

ной компетенции.--

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НОО ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 15.10.2022.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(4162)539-12-80

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».